Семейное образование, или домашнее, как его называют в западных странах, очень медленно начинает обретать популярность в России. Но если по официальным данным в США уже более 2 миллионов детей учатся таким способом, то в Москве - всего около 2 тысяч.
Передовыми странами в плане домашнего обучения считаются Америка и Канада. Мы проанализировали интервью мам, дети которых являются хоумскулерами, и попытались сравнить, чем же отличается западная система от российской.
Семейное обучение в России
Любую новинку необходимо активно продвигать, в том числе, образовательные программы для детей. У нас испокон веков все новое воспринималось в штыки, игнорировалось, ставились палки в колеса и тому подобное. Но, наверное, что-то заинтересовало родителей, если Лара Покровская и Оксана Апрельская решили взяться за создание специального журнала, который так и называется «Семейное образование». В нем подробно описываются принципы, стратегии, способы получения образования вне общеобразовательной школы.
Почему возникла такая идея:
- Многих родителей уже не устраивают ни школьные программы, ни манера общения учителей с детьми. Это пережитки прошлого века, причем самого его начала. Когда родители- представители рабоче-крестьянского класса днем и ночью были заняты на работе, то некому было уделять внимание детям. Поэтому больших претензий к педагогам у родителей не было: главное, чтобы приглядели и чему-то научили. С другой стороны – это был способ дать начальные знания всем, а дальше – как получится. Как сейчас модно говорить – управлять коллективом легче, если догмы устанавливаются с самого детства. Продвинутые родители это понимают и стараются оградить своих чад от «массовости», привить индивидуальное мышление.
- Не все дети чувствуют себя в социуме одинаково хорошо, некоторые комплексуют, закрываются психологически, поэтому подвергаются нападкам со стороны сверстников. У каждого свой ритм созревания – физиологического и психологического, поэтому многие получают негативный заряд, который потом влияет на человека всю оставшуюся жизнь.
- Огромное количество ненужных предметов никак не способствует приобретению определенных профессиональных навыков, или школьник вынужден будет жертвовать тем, что ему нравится и учить лишние предметы.
- Семейное обучение – область пока недостаточно хорошо изучена, поэтому родителям требуются консультации и помощь в этих вопросах, в том числе, юридическая.
Школьная загрузка не дает возможности детям заниматься другими видами деятельности, которые, возможно, станут их хлебом в жизни. Школьное «надо» напрочь искореняет детское «хочу», вернуть которое впоследствии очень сложно.
В России семейная форма обучения в школе распространена, в основном, в больших городах. В Московской области и Москве около 2000 детей учатся дистанционно, то есть прикрепляются к какой-либо школе для сдачи аттестаций.
В Перми, Омске и Екатеринбурге даже официально выплачивается компенсация родителям. Москва не платит за домашнее обучение, считая, что, таким образом, все асоциальные личности будут зарабатывать на детях. На самом деле – это большой удар по бюджету, ведь в год расходуется около 9 миллионов рублей на данный момент. Сколько потребуется в будущем, если детей будет не 2 тысячи, а 2 миллиона, как в Канаде?
Канадское семейное образование
Школы с семейным обучением в Канаде встречаются на каждом шагу. Здесь 3% от общего числа детей учатся дома.
- Если ребенок не проявляет особой тяги к учебе, предпочитая другие виды деятельности – ручной труд, искусство, танцы, то ему совсем не обязательно иметь диплом о среднем образовании. Если вдруг школьник решает, что диплом ему все-таки нужен, то получить его можно в любой момент. Никто не будет ехидничать и вспоминать, как его родители отказались от школы.
- При регистрации ребенка в какой-либо школе официально, ежегодно выплачивается небольшая по их меркам сумма на школьные принадлежности и кружки – около 1000 долларов. Это единый закон в стране, но родители обязаны предоставить доказательства того, что их ребенок осваивает программы.
- Ученика можно не регистрировать, но тогда выплат не будет.
- В 18 -19 лет человек имеет право подавать документы в любое учебное заведение. Часто такие дети попадают в христианские колледжи, куда не нужно сдавать вступительные экзамены. Чтобы поступить в элитный вуз, нужно окончить школу на отлично по всем предметам – тут уж ничего не поделаешь. Главное, что чиновники понимают – это тот факт, что все не могут стать великими учеными, врачами. В нашем обществе предпочитают все же попробовать ими стать, поэтому все должны окончить вуз.
Образование в Финляндии
В этой стране образование считается самым лучшим и адаптированным в мире, но здесь практически не применяется семейная форма обучения в школе. Это объясняется просто: детям не мешают жить и развиваться в своем темпе в классах школы, поэтому они чувствуют себя хорошо и с удовольствием идут в коллектив. Один нюанс – контракт с учителем заключается на 1 год с возможным продлением или без него, а зарплата учителя-предметника более 5000 евро.
В Финляндии также поняли, что из всех учеников не получится сделать продвинутых специалистов с высшим образованием – кто-то должен хорошо водить автобус или быть слесарем. В стране уважительно относятся к любой специальности, нет разделения на престижные или непрестижные профессии. Такие высказывания – особенность постсоветского воспитания.
Если кто-то и пишет заявления на семейную форму, то это связано никак ни с системой, а только со способом жизни родителей – частые переезды или командировки, связанные с работой.
Как относятся школьные учителя к родителям хоумскуллеров
Сочувствуют, потому что понимают, что все проблемы ложатся на плечи родителей. Это к тому, что прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно оценить собственное желание заниматься данным процессом не неделю и не две, а весь период учебы в школе.
Наверное, потому из 600 учащихся государственной онлайн школы осталось всего 300 – взрослые переоценили свои возможности и терпение, решив отдохнуть, пока их детьми будут заниматься школьные учителя.
Основные отличия
Канадская система домашнего обучения и российская в корне отличаются. Прежде всего, по уровню финансирования, от которого многое зависит. Если в Канаде школа получает на каждого ученика около 5000-6000 долларов, то тысячу выплачивают родителям – не напрямую, а перечисляют за частные уроки, кружки, учебные материалы. (Вот и решение проблемы, за которую переживают отечественные чиновники, что безответственные родители потратят финансы на свои нужды.)
Зарегистрированные ученики, которые готовятся к аттестации, имеют право на помощь прикрепленного учителя, который раз в неделю заходит к детям домой и проверяет, что еще нужно сделать, чего не хватает, оказывает помощь в покупке книг. Отдельно платить за экзамены не требуется – финансирования хватает, чтобы учителя с удовольствием выполнили свою работу.
В России, опять-таки, из-за финансирования, эта работа не ведется – никто никуда не ходит, а родители сами думают, как ученик будет аттестоваться.